Квалифицированная электронная подпись
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это своего рода аналог рукописной подписи, которая представляет неповторимое сочетание символов. Она обладает юридической силой, и с её помощью производится регистрация касс в ИФНС, подписываются любые электронные документы и отчёты, ведутся торги. Она создаётся при использовании сложных программ. Такая подпись регламентирована государством РФ и имеет ряд особенностей:
- Она обязательно подтверждена сертификатом;
- При её создании используют ПО, сертифицированное ФСБ России;
- Выдаётся только удостоверяющими центрами, специально аккредитованными Минкомсвязи России.
Как получить квалифицированную электронную подпись
Физическое или юридическое лицо получает КЭП при обращении в один из Удостоверяющих центров РФ. Из предложенного в интернете перечня выбирается удобно расположенный в нужном городе центр. Для получения КЭП нужно предоставить определённый пакет документов и выполнить ряд необходимых условий. Для физических и юридических лиц пакет документов будет разным.
Для физического лица необходимо:
- Обратиться в один из таких центров лично;
- Иметь при себе паспорт;
- Иметь при себе СНИЛС.
Для юридического лица нужно:
- Предоставить в центр пакет учредительных документов юридического лица;
- Иметь выписку из ЕГРЮ;
- Свидетельство о постановке на учёт в налоговой организации.
Какие бывают электронные подписи?
Всем хорошо известны различные пароли, логины и коды-подтверждения, которые приходят по СМС сообщениям и по электронной почте. Это и есть простая электронная подпись. ПЭП используют для расчётов по банковским картам и для подписания первичной документации.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) создаётся с применением шифровальных алгоритмов и закодированных ключей. Она не предусматривает выдачу сертификата. Для электронного документооборота её можно использовать только по договорённости. Квалифицированная электронная подпись является аналогом рукописной подписи. Документы с такой подписью имеют юридическую силу. Создаётся по подобию НЭП, но обязательно имеет сертификат (открытый ключ). Используя КЭП, можно подписывать различные финансовые отчёты и документы. Она подходит для заключения сделок во время электронных торгов.
Что такое усиленная электронная подпись?
Усиленная электронная подпись (УЭП) – это сложное неповторимое сочетание символов, которое формируется с помощью криптографии. При создании используются специальные алгоритмы и закрытые ключи.
Существует два вида усиленной подписи:
- НЭП — неквалифицированная электронная подпись, не сопровождается сертификатом. Её используют при подписании первичных документов и по предварительной договорённости для внутреннего электронного документооборота;
- КЭП — квалифицированная электронная подпись, подтверждена сертификатом, в котором содержится ключ проверки электронной подписи. Она обладает юридической силой и приравнивается к рукописной подписи. С её помощью можно идентифицировать человека, который подписал документ. Ею подписываются все электронные документы и совершаемые сделки на электронных торгах. Также необходима такая ЭЦП для регистрации ККТ в налоговой.
Какой срок действия электронной подписи
Электронная подпись выдаётся Удостоверяющим центром на определённое время. Для различных пользователей срок устанавливается индивидуально. Данные о периоде пользования ЭП отражаются в выдаваемом сертификате. Получив сертификат, владелец может начать использовать для подписания электронных документов электронную подпись. То есть день получения этого документа является началом действия электронной подписи. Сертификат регистрируется в специальном реестре. Подпись теряет свою силу в следующих случаях:
- Закончился установленный период действия сертификата;
- Удостоверяющий центр прекратил работу и не делегировал свои полномочия другому центру;
- Владелец хочет прекратить действие сертификата раньше определённого центром срока.
Во всех этих случаях, в течение 12 часов в реестр вносится соответствующая запись. Если срок действия сертификата закончился, а пользователь хочет его продлить, он должен обратиться с заявлением в Удостоверяющий центр.